Блеф правительства и почему инфляция в Украине в 2010г. будет высокая
В статье показано, почему привлечение правительством средств с помощью ОВГЗ имеет все признаки финансовой пирамиды. Более того, из-за того, что средства вкладчиков банков направляются на рынок облигаций государственного займа, а не в реальный сектор, восстановление экономики может значительно замедлиться, а темпы инфляции, наоборот, — значительно повыситься. Также получение доходов от размещения средств на рынке ОВГЗ не снимает у коммерческих банков проблему низкого качества кредитного портфеля. Исходя из этого, раскручивание пирамиды ОВГЗ только откладывает решение данной проблемы, а в случае ультимативной реструктуризации обязательств, — еще больше увеличить убытки банков и повысить количество банкротов среди них. Население же опять может потерять свои сбережения.
Причины увеличения депозитов населения в банках Украины
На сегодняшний день в экономике Украины появились первые позитивные признаки оживления экономики.
- рост мировых и украинских фондовых индексов;
- рост цен на мировом рынке на продукцию металлургических, сельскохозяйственных и химических отраслей – основные экспортные отрасли;
- увеличение депозитов населения в банковской системе Украины;
- укрепление гривны относительно доллара США;
- увеличение золото-валютных резервов НБУ;
- политическая стабилизация.
Увеличение депозитов населения в банках Украины по состоянию на апрель 2010г. происходит по следующим причинам:
1. Относительная стабилизация банковской системы.
2. Снижение процентных ставок по депозитам, причем массово по всей банковской системе.
3. Укрепление гривны относительно доллара с 8,10 до 7,92 также увеличило приток гривневых депозитов.
Вкладчики, видя снижение процентных ставок по депозитам, в условиях относительной стабилизации, пытаются открыть депозит по еще высоким процентным ставкам.
Однако банки понижают ставки не только из-за того, что предложение депозитов населения превышает спрос на них. Понижение ставок имеет другие, по-нашему мнению, причины:
1. У банков резко возросли процентные расходы из-за повышения доходности пассивов, что еще больше увеличило убытки коммерческих банков (уменьшило доходы).
2. Запрет НБУ на кредитование физических лиц в иностранной валюте и выкуп валюты для погашения валютных депозитов снизил спрос на депозиты в иностранной валюте.
3. Снижение девальвационных ожиданий создает благоприятные условия для понижения ставок благодаря снижению валютных рисков.
4. Некоторые банки снижают ставки, так как ресурсная база была подкреплена материнскими банками или акционерами, поэтому необходимость в относительно дорогих ресурсах населения снизилась.
5. Те банки, у которых не было увеличения капитала или не было привлечений через финансовые инструменты, начали снижать ставки благодаря сложившейся тенденции, с оглядкой на крупные банки или банки-конкуренты.
Текущее снижение не приводит к сокращению притока депозитов, так как ставка переходит из зоны высокого риска, когда и банковская система и национальная валюта находятся в нестабильном состоянии, в зону относительной стабильности, в которой снижение процентной ставки всегда сопровождается увеличение депозитов.
Однако, если у одних банков снижение ставок происходит в силу объективных причин – снижение спроса на пассивы по заданной цене, то другие банки – откровенно блефуют, подстраиваясь под тренд. Блеф заключается в том, что спрос на депозиты не снижается, но если есть возможность платить меньше, то логично воспользоваться этим.
Медвежья услуга правительства экономике Украины
Если проанализировать динамику депозитов и кредитов по банковской системе Украины, то мы увидим, что совокупный объем всех выданных кредитов по состоянию на 1 марта 2010г. снизился, а депозиты растут (Рис.1).
Рис.1 Динамика общего объема депозитов и кредитов по банковской системе Украины, по состоянию на 1 марта 2010г.
Кредиты снижаются по следующим причинам: высокие ставки, кризиса недоверия по банковской системе, ужесточение систем кредитных оценок банков, снижения покупательной способности населения, снижение стоимости активов, общего снижения спроса на кредиты, спада производства.
Депозиты увеличиваются благодаря стабилизации экономики Украины (описание факторов смотрите выше).
Если же, с другой стороны, посмотреть на динамику заимствований правительства на внутреннем рынке, то мы увидим, что за только за I квартал 2010г. правительство привлекло более 16,7 млрд. грн. (общий долг по ОВГЗ на 12.04 составил 102,4 млрд. грн). Другими словами, привлеченные депозиты населения большей частью направляются на покупку ОВГЗ, так как этот инструмент, на сегодняшний день, наиболее доходен и наименее рискован. Куда же направляются привлеченные средства?
1. ОВГЗ. Так как доходность очень высокая и большая часть привлеченных средств через ОВГЗ – краткосрочные, то по законам финансовых пирамид, большая часть вновь привлеченных средств идет на погашение предыдущих выпусков с оплатой высоких процентов.
2. Капитализация национализированных банков. Часть привлеченных средств через ОВГЗ идет на капитализацию национализированных банков, таких как Укргазбанк, Родовид банк и банк «Киев». Всего же за 2009г и I кв. 2010г. было привлечено средств под капитализацию банков (национализированных и государственных) на сумму – 36,8 млрд.грн. В частности, Родовид банку был увеличен капитал на 5,6 млрд.грн, Укргазбанк – 3,1 млрд. грн, банк «Киев» — 3,6 млрд. грн. Наращенные капиталы национализированных банков идут на возмещение депозитов вкладчиков банков-банкротов. Однако привлеченных средств уже не хватает. По состоянию на 10 апреля 2010г. пресс-служба Родовид банка сообщила, что сокращает лимиты по выдаче депозитов вкладчикам Укрпромбанка и самого Родовида с 3 тыс. грн. до 1тыс. грн, а также сообщает, что на выплату вкладчикам в банке осталось всего лишь 37 млн. грн, чего хватит лишь по 100 грн. всем вкладчика в реестре выплат.
3. Погашение дефицита государственного бюджета. По официальной статистике на 12 февраля 2010г. дефицит бюджета Украины в 2009г. составил 34 млрд. грн.
4. Пенсионный фонд. Только за 2009г. по официальной статистике, Пенсионный фонд Украины привлек займы для покрытия кассовых разрывов на сумму 17,4 млрд. грн. За январь-март 2010г. разница между доходной и расходной частью Пенсионного фонда уже составила более 7 млрд. грн.
В экономике Украины кроме позитивных тенденций, также происходят и негативные процессы: вместо того, чтобы дать рынку сбалансироваться и через время, когда процентные ставки снизятся, что даст возможность возобновить кредитование реального сектора, правительство под высокие проценты само привлекает денежные средства и направляет их на непроизводственные цели, т.е. правительство занимается вытеснением кредитования реального сектора в свою пользу.
Другими словами, население поверив в стабилизацию экономики, понесло денежные средства обратно в банки, а банки, не находя лучшей альтернативы, направляют привлеченные средства на рынок ОВГЗ. Правительство же на полученные деньги не создает реального продукта – не создает дополнительные источники дохода государственного бюджета, а проедает эти средства (Рис.2).
Из-за такого перераспределения средств, в экономике создается еще больший инфляционный пресс, так как денежное предложение, особенно в наличной форме (выплаты населению) увеличивается, а ВВП и кредитование реального сектора снижается.
Если еще учесть, что 75% этой правительственной пирамиды финансирует НБУ за счет напечатанных средств, то это еще больше подтверждает пирамидальный и инфляционный характер данной схемы.
Одним из первых результатов данной схемы будет и есть повышение уровня инфляции, причем она должна уже проявиться в нехарактерные для инфляции летние периоды.
Вторым результатом будет еще большее снижение кредитование реального сектора, так как правительству необходимо будет все больше средств для обслуживания предыдущих выпусков ОВГЗ, поэтому доходность по этим бумагам будет расти или как минимум не снижаться. Показательным было размещение 13 апреля 2010г., когда правительство привлекло лишь 3,31 млн. грн. из заявленных 3 млрд. грн., так как в заявках банки указали ожидаемую высокую доходность – минимум 16%, правительство предложило максимум 15% с отсечением всех заявок с более высокими ставками. Блеф не сыграл.
Кроме того, что правительство Украины лишает реальный сектор средств, а рынок – возможности дальнейшей стабилизации, существует другая, не менее важная проблема, блеф коммерческих банков.
Блеф коммерческих банков
Не смотря на то, что банки активно наращивают депозитную базу благодаря населению и инвестируют привлеченные средства в ОВГЗ, проблемы просроченной задолженности по кредитам и убытков банков никто не снимал.
Банки можно понять: они массово «рисуют» балансы, завышая качество кредитного портфеля, чтобы не показывать сразу колоссальные убытки, а хотя бы распределить их во времени. В условиях же еще большего повышения процентных расходов из-за дороговизны депозитов (даже с учетом текущего понижения ставок, они все равно остаются высокими), а также снижения кредитования и ухудшения обслуживания уже выданных кредитов – доходная часть банка только снижается. Поэтому правительственные облигации – лучший вариант для инвестирования для банков. Однако ОВГЗ могут оказать медвежью услугу, как для банков, так и для всей экономики.
Правительство сможет расплатиться по облигациям государственного займа только в случае экономического роста превышающего среднюю доходность по ОВГЗ (13,4%), вследствие которого повысятся налоговые отчисления, либо за счет приватизационных средств (которых все равно не хватит даже при плановых поступлениях на 2010г. 15-20 млрд. грн). Либо у правительства есть другой вариант – повышение сроков новых размещений, т.е. рефинансирование на более продолжительный срок, но и в этом случае доходность по ОВГЗ должна быть на привлекательном уровне, чтобы не повторялся провал размещения 13 апреля 2010г.
Если же схема бурного экономического роста или рефинансирования не сыграет, то, в конечном счете, опять проиграет население. Так как инфляция будет высокая (читай «покупательная способность снизится»), у блефовавших коммерческих банков возникнут трудности с выплатой депозитов – как максимум, как минимум – убытки нечем будет перекрывать из-за отсутствия адекватных источников доходов. Правительству придется сокращать расходы бюджета, т.е. к снижению покупательной способности гривны еще добавится снижение номинальных доходов.
Но, если блеф правительства будет поддержан стремительным повышение спроса на украинский экспорт, то произойдет еще большее разделение между богатыми и бедными. Инфляционные процессы в стране делают невозможным дальнейшее укрепление гривны, а наоборот создают все предпосылки к дальнейшему ее ослаблению по отношению к доллару США, кроме этого снижают покупательную способность населения, поэтому кто будет иметь валютные доходы, тот и будет покупать дешевую, погрязшую в кредитах рабочую силу.
Экономических рост начнется благодаря экспортерам, а не благодаря оживлению на внутреннем рынке, поэтому благосостояние будет расти именно экспортеров. Благодаря повторению схемы 2002-2008гг, в соответствии с которой начнется приток инвесторов в экспортную отрасль, благодаря чему сформируется положительное сальдо и по текущему и по финансовому счету, что создаст видимость бурного восстановления экономики (но структурно в экономике ничего не поменялось). При этом опять начнется увеличиваться ипотечное кредитование, и кто не успел взять кредит в долларах по курсу 5 грн. за американскую валюту, будут его набирать по 8 грн. за доллар. И начнется основа закладываться фундамент для следующего бурного подъема и последующего стремительного падения.
В качестве вывода необходимо сказать, что кроме основных макроэкономических показателей Украины необходимо отслеживать рост долга по ОВГЗ и темпы инфляции, чтобы понимать как будут корректироваться макроэкономические показатели в 2010г., в особенности курс гривны относительно доллара США.
{loadposition bookmarks}{jcomments on}