Планирование потребностей: сила желания против здравого смысла

Ни для кого не секрет, что большинство людей покупают намного больше вещей, чем им действительно нужно. Это может быть одежда, машины, современные гаджеты, продукты питания, бытовая техника. Причем перечень таких вещей возрастает с уровнем дохода. Складывается впечатление, что у людей есть безграничные потребности, которые никогда не будут удовлетворены.

На самом деле нужно разделять потребности и желания. Пирамида потребностей отлично определена Маслоу, и с теми или иными дополнениями она очерчивает весь круг необходимого для человека. А вот желания как раз и являются неограниченными. Сила желания может быть настолько большой, что на них уходит весь доход, так что на потребности ресурсов уже не хватает.

Университет Калифорнии недавно провел исследование, в результате которого выяснилось следующее. Хорошо мотивированный на работу человек, главной мотивацией которого является любовь к этой самой работе, с ростом доходов начинает терять удовлетворение от работы. Но одновременно с тем, как пирамида потребностей раскрывается для человека на новых уровнях, у него появляются новые желания.

Мы ни в коем случае не собираемся утверждать, что желание купить новую машину или переехать из коммуналки в загородный дом это плохо или неправильно. Но желания должны соотноситься с возможностями, а в первую очередь нужно соотносить потребности и ресурсы, тем более, что расширение жилплощади может быть объективной потребностью.

Планирование потребностей для того и необходимо, чтобы у Вас всегда был необходимый запас средств для их удовлетворения. На самом деле безграничные потребности человека это миф. Человеку нужен вполне ограниченный набор для нормальной жизнедеятельности: крыша над головой, еда, одежда, немного любви и понимания от семьи и друзей. Повторимся, пирамида потребностей прекрасно все это описывает. Другой вопрос как избавиться от лишних желаний, как научиться формулировать правильные желания и подавлять одномоментные импульсы к покупке.

Для начала нужно определиться с тем, откуда берутся желания. Сегодня правильнее будет задать несколько другой вопрос – кто формирует желания. В любом курсе маркетинга учат, что успех приходит не в случае продаж в соответствии с потребностями, а в случае продаж в соответствии с желаниями. А потребности и желания зачастую могут даже не пересекаться.

Как показывают независимые исследования объем затрат индивида пропорционален объему рекламы, который он просматривает. Мы можем искренне верить, что у нас уже выработался иммунитет к рекламе, но посмотрим правде в глаза. Если мы и не можем купить машину из рекламы, то желание у нас все равно появляется, если мы не покупаем одежду или продукты из рекламы, то они нас наводят на мысли о том, что неплохо бы сменить одежду и купить что-нибудь вкусненькое, трейлеры фильмов формируют желание сходить в кино. Список можно продолжать до бесконечности. Мы также не откроем тайну, что шопоголизм является заболеванием. Так что в любом случае безграничные потребности и желания это результат нашего мышления, соответственно и привычку удовлетворять только правильные желания нужно вырабатывать в голове.

Сделать это можно в несколько этапов. Первый этап – ревизия. На этой стадии Вы должны объективно посмотреть на свой дом, определить те предметы, которые Вы покупали и не пользовались ими, или пользовались всего несколько дней. Составьте их список с указанием стоимости. Если список оказался пустым, мы искренне рады за Вас и приглашаем опубликовать Ваш опыт в разделе личные финансы на нашем сайте. Но вероятность такого исхода весьма сомнительна. Мы уверены, что в большинстве случаев счет может переходить на сотни и тысячи гривен. Взглянув на этот результат и на сложенные в углу невостребованные предметы, можно переходить к следующему этапу.

Второй этап это планирование потребностей с фиксированным лимитом затрат на желания. Потребности это то, что Вам действительно необходимо, или то, что Вы обязаны оплачивать: коммунальные платежи, аренда недвижимости (если есть), пропитание, одежда, транспорт. Оставшаяся сумма планируемых доходов (если ничего не осталось, Вам уже давно пора задуматься о дополнительном доходе) это Ваш свободный ресурс.

Еще раз повторимся, что мы даже не думаем убеждать, что все, что не является потребностями это плохо. Мы также не беремся выяснять, что такое правильные желания для Вас, и что такое неправильные. Без того же похода в кинотеатр, без чтения книг и многого другого Вы довольно быстро перестанете быть интересны и окружающим и самому себе. Поэтому часть Вашего ежемесячного дохода ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно оставлять на желания. Но выходить за этот лимит нельзя не в коем случае. Так и волки будут сыты, и овцы целы, то есть и желания будут исполнены, и средств будет потрачено не больше запланированной величины.

Мы также рекомендуем прочитать другие материалы нашего сайта, посвященные экономии и сбережениям, ведь из ежемесячного дохода неплохо было бы и откладывать определенный процент.

И пусть Ваши возможности не просто будут совпадать с желаниями, но превысят их.

{jcomments on}

{loadposition bookmarks}

Наиболее популярные материалы:

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Раскрутка сайта