Сезонность, как фактор инфляции

Сезонность является одним из факторов инфляции. Оказывается, что каждый год из месяца в месяц, при прочих равных условиях, инфляция себя ведет похожим образом. Это позволяет предсказывать инфляцию с высокой степенью точности. О том, как работает механизм сезонности, как фактора инфляции подробнее в статье.

Сезонность, как фактор инфляции

Факторы инфляции делятся на монетарные и немонетарные.

К монетарным факторам относятся все действия субъектов денежно-кредитной политики, связанные с изменением денежной массы в обращении. К таким действиям относятся изменения денежной массы НБУ с помощью имеющихся  прямых и косвенных инструментов: изменение нормы обязательного резервирования, рефинансирование банков, эмиссия денежных знаков, деятельность на межбанковском рынке, оперирование депозитными сертификатами. В случае наличия дефицита государственного бюджета монетарную инфляцию может спровоцировать дефицит государственного бюджета, который покрывается за счет:

-      эмиссии ОВГЗ, которые выкупает НБУ посредством эмиссии денежных знаков, по сути такая же эмиссия;

-      привлечение внешних кредитов и обмен валюты напрямую у НБУ или на межбанковском рынке на гривну, и направление этих средств на дотации и заработные платы с популистской целью, а не в реальный сектор. В таком случае, средства в наличной форме сразу направляются на наличный рынок и провоцируют инфляцию. Если же привлеченные средства направить в реальный сектор, то это создает новые рабочие места, дополнительный продукт, поэтому такое применение средств не провоцирует инфляцию, а наоборот – увеличивает благосостояние населения.

Также монетарную инфляцию может спровоцировать валютная политика НБУ. При фиксированном валютном курсе и положительном сальдо платежного баланса, НБУ выкупает превышающее предложение валюты за счет эмиссии гривны. В данном случае также увеличивается денежная масса в обращении.

К немонетарным факторам инфляции относятся:

-      административное регулирование цен;

-      инфляционные ожидания экономических агентов;

-      сезонность.

Остановимся подробнее на таком немонетарном факторе инфляции как сезонность.

Сезонность в динамике инфляции присутствует из-за различного соотношения предложения и спроса на потребительские товары. В указанном соотношении между спросом и предложением товаров важную роль играет цикл деловой активности в экономике. Так если деловая активность населения повышается, то спрос на товары и услуги возрастает, что приводит к повышению цен. Обычно активность начинает расти в осенне-зимний  период, а угасать в весенне-летний, как раз во время увеличения предложения сельскохозяйственных товаров, благодаря чему инфляция замедляется. Данные тенденции и проявляются в повышении инфляции в первый период и понижении – во второй. Проследим указанные тенденции на графике (Рис.1)

sesonnost-image

Данные ежемесячной инфляции представлены в виде сглаженной средней за последние 3 месяца, для того чтобы более явно выделить сезонный фактор в динамике инфляции.  На Рис.1 четко прослеживается сезонный фактор:

  1. Период с сентября по январь: резкое повышение темпов инфляции.
  2. Период с февраля по август: понижение темпов инфляции.

Необходимо рассмотреть фактор сезонности с точки зрения поведения среднего экономического субъекта. Давайте начнем с сентября.

Сентябрь.

Деловая активность намного повышается, все отдохнувшие и загоревшие на дачах и на крышах домов. Все настраиваются на реализацию новых идей, позади все отпуска и праздники, впереди ближайший праздник только через 4 месяца – Новый Год, так что настрой самый боевой. Механизм экономики получает заряд бодрости и энергии.

Октябрь.

Все разогреты, летние загары уже сошли, а заряд сил еще не начал исчерпываться, тем более организм поддерживается обильным потреблением витамин и минералов из осенних груш, айвы и шашлыка на природе.

Ноябрь.

Закалка металла достигает своего пика, экономика работает на полной мощности, потребление и загрузка на высшем уровне, никаких отвлекающих факторов – ни праздников, ни отпусков, ни хорошей погоды. Подводит только в конце месяца  молодое вино, из-за которого пар локомотива экономики немного выпускается.

Декабрь.

Молодое вино ударило в голову и локомотив не превышает уже максимальной скорости, а мчится по инерции, но все еще на высокой скорости. Рабочий дух начинает снижаться пропорционально приближающимся новогодним праздникам, но совокупное потребление  от этого не теряет – подарки – это святое.

Январь.

Все. После празднования Нового Года и Рождества, все стыдливо прячут глаза, так как в них видно, что сладкая пилюля расслабления всеми успешно проглочена и у всех в голове только мучительный подсчет оставшихся рабочих дней до следующего празднования хотя бы чего-нибудь. Локомотив экономики теряет скорость.

Февраль.

Самый маленький месяц перед долгожданной весной. Он проходит незаметно. Все устали от таскания тяжелых шуб, от хождения на прямых ногах по льду, от постоянно теряющихся перчаток. Хоть работаем и без праздников, но не полноценный месяц, правда и зарплата такая же. Потребление продолжает терять интенсивность.

Март.

Вам хочется дарить любимым дамам мимозы и тюльпаны, впитывать первые лучи солнца, радоваться шуму ручейков и перелетных птиц, радоваться всему – лишь бы не работать. Запал на потребление падает, но как же приятно начало весны.

Апрель.

Как же прекрасен апрель! Нежно-розовый цвет сакуры заполняет все: и мысли и сны и новостные передачи. Везде мерещатся японки и японцы в традиционных одеждах, но это конечно же больше от весеннего авитаминоза. Работа – какое же тяжелое слово. Силы уже на исходе, потребление падает.

Май.

Май? Нет такого месяца в рабочем календаре. Есть Пасха, Мир-Труд-Май, День Победы и все, работы там нет!

Июнь.

Кто родился в июне?? Вставай, вставай, вставай и чарочку свою до дна скорее выпивай. Пропадают пиджаки, появляются первые обгоревшие на солнце лица, голова кипит от планов на лето. Клубника, земляника и ранняя черешня – налетай, витамины потребляй, только активированным углем запасись.

Июль.

Часть физически в отпуске, часть мыслями в отпуске, часть, как всегда, — в космосе. Работа еле теплится.

Август.

Море. Последний шанс полежать на песке у самой кромки теплого моря, наблюдая за рябью волн и проходящих рядом тел. В голове только вчерашний мускат красного камня и мысли о возможной карьере рыбака или садовода в этом райском уголке.

Сентябрь.

Я опять бодр и в строю.

Конечно же, фактор сезонности в инфляции не является доминирующим, однако учет этого фактора позволяет более точно прогнозировать темпы ИПЦ при прочих равных условиях. Так если мы обратимся опять к Рис.1, то мы увидим, что летний период как в 2006г, так и 2007г. выделяется нехарактерной повышающейся динамикой ИПЦ. В этот период динамику инфляции значительно скорректировал политический фактор: в марте 2006 начались парламентские выборы, которые закончились назначением нового правительства только в августе 2006. В 2007г весенне-летний период также сопровождался политической дестабилизацией: апрель 2007г – роспуск парламента, сентябрь 2007 – перевыборы в парламент. В периоды политической дестабилизации, спрос на товары, особенно длительного пользования повышается из-за угрозы резкой смены политики нового правительства. В такие периоды, депозитные средства изымаются из банковской системы и направляются на потребительский рынок, что и отражается в монетарных всплесках инфляции. Также период выборов часто сопровождается всплеском социальных дотаций и субсидий, что также наблюдалось в Украине.

Четкое понимание влияния тех или иных факторов на инфляцию позволяет правильно оценивать возможное снижение покупательной способности денежных средств, а также более адекватно подобрать процентную ставку по депозиту, способную не только защитить от прогнозируемой инфляции, но и принести доход. Тем не менее, необходимо помнить о степени надежности выбранного банка, проверить которую вы всегда можете в нашем разделе «Рейтинг Банков», а также оставить свои комментарии по уровню обслуживания банка, вкладчиком которого вы уже являетесь.

Наиболее популярные материалы:

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Яндекс.Метрика