Денежно-кредитная политика НБУ в 2009г.

Какой будет инфляция в следующем году? Что делает НБУ и что может сделать для того, чтобы предотвратить рост инфляции и стабилизировать национальную валюту? Какие методы и инструменты применялись НБУ в 2009 году в условиях кризиса? Обо всем этом читайте в статье, посвященной денежно-кредитной политике НБУ.

 

Денежно-кредитная политика НБУ в 2009г.

В 2009г. жесткая монетарная политика НБУ по сокращению гривны в обращении обусловлена необходимостью снижения девальвационного давления на валютный курс, а также с целью снижения инфляции (подробнее в статье «Влияние валютного курса на уровень инфляции»). С этой целью НБУ действует по двум направлениям: сокращение предложения (увеличение спроса) гривны, а также сокращение спроса (увеличение предложения) на иностранную валюту. Для этого по указанным направлениям совершаются следующие действия:

Сокращение предложения гривны, как наличной, так и безналичной:

1)    Сокращение объемов рефинансирования коммерческих банков.

2)    Привлечение ресурсов с помощью депозитных сертификатов НБУ.

3)    Поддержание официального курса гривны по отношению к доллару США за счет интервенций на межбанковском валютном рынке. Происходит изъятие гривны из обращения за счет продажи иностранной валюты.

Сокращение спроса на иностранную валюту:

1)    Изменения в расчете валютной позиции банков, которые привели к необходимости вынужденной продажи значительных  объемов иностранной валюты коммерческими банками. Такая мера является чисто административным увеличением предложения иностранной валюты на рынке.

2)    Запрет кредитования в валюте. Тем самым НБУ, снижает спрос на иностранную валюту со стороны заемщиков и, следовательно, со стороны банков. Это мера НБУ также нацелена на сокращение валютного риска в банковской системе. Запрет на кредитование в валюте не увеличивает пропорционально кредитование в национальной валюте, тем самым НБУ достигает двух целей: снижает девальвационное давление, через сокращение спроса на валюту, а также снижает инфляционное давление, через сокращение кредитования экономики.

Из Рис.1 мы можем увидеть, что под влиянием рестрикционной монетарной политики НБУ денежная масса за 10 месяцев 2009г сократилась более чем на 46 млрд. грн.

den-mas-img

Также, следует сказать, что в условиях финансового кризиса экономика страны сжимается, поэтому потребность ее в долгосрочных кредитах сокращается. Кроме того снижается уровень доверия вкладчиков к коммерческим банкам и национальной валюте, это ведет к значительному сокращению долгосрочных депозитов в банковской системе, а также способности банков мультиплицировать денежную массу, что в своей совокупности также снижает уровень общей денежной массы (М2) в обращении (Рис.2).

kred-depo-img

Главной задачей текущей монетарной политики НБУ является извлечение избыточной ликвидности, с целью сокращения темпов инфляции, а также давления на валютный курс. С поставленной задачей НБУ пока успешно справляется, не без финансовой помощи международных организаций. Однако, в условиях снижения ВВП, а также рестрикционной политики НБУ, будет продолжать снижаться совокупный спрос в экономике, увеличиваться безработица, снижаться покупательная способность населения. Но все это не вина НБУ, а последствия финансового кризиса, который в условиях массового кредитования, проявился так остро. НБУ лишь формирует безинфляционные условия для возможного будущего экономического роста. Можно сказать, что от НБУ не зависит напрямую экономический рост, регулятор только может создать финансовые благоприятные условия для возобновления экономического роста. Одним из таких условий является низкая инфляция, а также стабильность валютного курса.

 

Однако в 2010г. все еще остаются значительные суммы обязательств украинских учреждений к погашению, также из-за высоких экономических и политических рисков продолжается отток инвестиций из Украины. Все это увеличит спрос на иностранную валюту, особенно в первом полугодии 2010, поэтому, для того, чтобы поддержать стабильный валютный курс, НБУ должен будет выходить с интервенциями на межбанковский валютный рынок. Но, в условиях значительного спроса на иностранную валюту, НБУ придется изымать из обращения значительное количество национальной валюты. Другими словами, НБУ окажется в ситуации, когда, с одной стороны НБУ необходимо будет поддерживать стабильность валютного курса, а с другой стороны, из-за гривневой недостаточности экономический спад усугубиться из-за повышения стоимости гривневых ресурсов и увеличения неплатежей по экономике.

Либо валютная стабильность, либо усугубление экономического спада из-за гривневой недостаточности.



Чтобы избежать этой дилеммы у НБУ есть два варианта:

 

1)    В период пикового спроса на иностранную валюту, отпустить валютный курс и позволить ему девальвировать до нового равновесного значения. В этих условиях спрос, при новом курсе, значительно снизиться. Многие заемщики не смогут выполнять обязательства в иностранной валюте, поэтому будет массовое объявление дефолтов. Отказ от выплаты долгов и банкротства должников будет иметь следующие шоковые, но положительные последствия. Ситуация с долгами разрешится в краткосрочном периоде – банкротствами неэффективных заемщиков, а не в долгосрочном периоде – длительной и безрезультатной реструктуризацией. Поэтому в экономике будут заложены предпосылки для быстрого обновления за счет появления новых предприятий и учреждений, не обремененных долгами.

2)    В период пикового спроса на валюту, поддерживать валютный курс за счет золотовалютных резервов и финансовой помощи международных организаций. В этих условиях возникнет проблема гривневой недостаточности, чтобы ее избежать НБУ начинает массово рефинансировать банки, повышая предложение гривны. Если у банка есть обязательства в иностранной валюте и НБУ ему предоставляет кредит, то этот банк фактически перекредитовывается в НБУ, но только меняет валюту обязательств. Другими словами, НБУ берет на себя роль рынка, отбирая эффективные банки от неэффективных.

Первый вариант более реален и эффективен, так как в этом случае рынок сам установит равновесный валютный курс и отберет эффективные предприятия и учреждения от неэффективных. Во втором случае, остается очень большое поле для злоупотреблений и неадекватной оценки НБУ платежеспособности рефинансируемых банков.

С нашей точки зрения, в первом полугодии стоит ожидать валютного шока – девальвации, но которая в итоге, более продуктивная с точки зрения экономического роста, чем затягивание проблемы реструктуризацией долгов и создание ситуации с гривневой недостаточностью.

Тем не менее, давайте представим оптимальный вариант развития экономических событий:

1)    Снижение гривневой ликвидности;

2)    Снижение инфляции и инфляционных ожиданий;

3)    Стабилизация валютного курса;

4)    Политическая стабильность;

5)    Реструктуризация большей части внешних долгов;

6)    Получение финансовой помощи международных финансовых институтов;

7)    Восстановление мировой экономики;

8)    Повышение спроса на украинскую продукцию на мировом и национальном рынке;

9)    Рост положительно сальдо платежного баланса как по счету текущих операций, так и по финансовому счету;

10)  Благодаря возобновлению кредитования в стабильных экономических условиях, повысится предпринимательская деятельность, особенно в импортозамещающем направлении, так как производство и сборка импортных товаров, потребляемых в Украине, будет намного дешевле в долларовом эквиваленте, чем в додевальвационный период;

11)  Рост положительного сальдо платежного баланса, золотовалютных резервов НБУ, рост экономики, увеличения доходной части бюджета, позволит улучшить качество обслуживания и погашения реструктуризированных кредитов;

12)  Возобновление устойчивого роста экономики Украины.

Что может пойти не так?

1)    Политический фактор. Неопределенность в президентских выборах, но при любом новом президенте, поменяется руководство НБУ, что может значительно изменить денежную и валютную политику.

2)    Политический фактор. Президентские выборы могут перейти в парламентские, а если в этих условиях увеличатся социальные дотации  и произойдет эмиссионное покрытие дефицита бюджета, то тогда повыситься инфляция и инфляционные ожидания, значительное давление будет оказываться на валютные курс.

3)    Политический фактор. Политическая несогласованность между ветвями власти, еще больше снизит доверие иностранных инвесторов и международных финансовых институтов, что еще больше усложнит процесс реструктуризации и обслуживания внешних долгов.

4)    Продолжение мирового кризиса, по W-образному сценарию. Мировой кризис может получить новый импульс из-за обострения финансовых проблем в Китае в азиатском регионе в целом. 

Следует сказать, что в Украине, особенно в первом полугодии 2010г, имеется значительное количество рисков для еще большей дестабилизации экономической ситуации. Однако отслеживание и анализ экономических показателей коммерческих банков и экономики Украины,  позволит адекватно подготовиться к возможным финансовым изменениям. С помощью постоянно обновляющихся аналитических статей нашего сайта, вы сможете не только сопоставить свои прогнозы с предоставленными, но и помочь другим вкладчикам предотвратить риск невозврата депозитных средств, комментируя качество обслуживания и финансовую устойчивость коммерческих банков в разделе «Анализ Банков».

 

Наиболее популярные материалы:

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Раскрутка сайта