Инфляция в марте 2010г. не отражает основного ценового тренда
Фактические данные по индексу потребительских цен за март 2010г. – 0.9%, однако основные инфляционные факторы еще не проявились. Описанная дилемма в статье, раскрывает проблемы выбора, которые стоят на сегодняшний день перед правительством. С учетом приведенных инфляционных источников и возможных правительственных решений, инфляция в 2010г. составит не меньше 14,7%.
Фактические данные по индексу потребительских цен за март 2010г. – 0.9%, не снижают высокого уровня инфляции в годовом исчислении – 14.7%.
Как сообщает Государственный комитет статистики, в марте 2010г. наибольшее увеличение наблюдалось по ценам на табачные изделия и алкогольные напитки – 3,0% по сравнению с февралем 2010г., также, увеличились в цене яйца – 8,1%, фрукты — 7,1%, кондитерские изделия из сахара — 3,5%, однако сам сахар подешевел на 3,9%, что и снизило общее повышение по группе «продукты питания и безалкогольные напитки» только до 1,3% по сравнению с февралем 2010г.
Инфляция, рассчитываемая за последние 12 месяцев, уменьшилась с 11,5% до 11,0%, что, тем не менее, не снижает прогнозных значений инфляции на 2010г. С начала года инфляция составила 4,6%.
Несмотря на то, что темпы инфляции в марте 2010г. замедлились, по нашему мнению, в следующих месяцах произойдет увеличение индекса потребительских цен большими темпами из-за следующих причин:
- повышение тарифов на газ для населения. Министерство экономики Украины предлагает повысить тарифы на газ для населения с 530 грн. до 715 грн. за тысячу кубов уже в мае 2010г.
- правительство Украины выпустило ОВГЗ на сумму 100 млрд. грн. по состоянию на 6 апреля 2010г., которые идут на погашение дефицита государственного бюджета, НБУ при этом постоянно проводит операции по стериализации избыточной гривневой ликвидности у банков через размещение депозитных сертификатов. Другими словами: доля наличных средств в обращении увеличивается, а безналичных – уменьшается, что только увеличивает инфляционное давление, так как банковская система не связывает гривневую ликвидность через кредитование экономики – создание нового продукта и услуг (предложение не увеличивается), а правительство, наоборот, только увеличивает наличное давление гривны (увеличивается спрос).
Основная дилемма правительства заключается в следующем:
- экономический рост не возможен одновременно с низким уровнем инфляции и укрепляющейся гривной, в текущих условиях;- при высокой инфляции значительно теряется для экспортеров преимущество слабой гривны, так как инфляция выше уровня темпов инфляции основных торговых партнеров ревальвирует реальный эффективный обменный курс (РЕОК).
- при несоблюдении условий МВФ, правительство не получит очередной транш, что снизит возможности для обеспечения курсовой стабильности, при одновременной необходимости эмиссионного покрытия дефицита бюджета. Однако, выполнение условий – повысит уровень цен по всей экономике (повышение тарифов на газ) и снизит инфляционное давление (сокращение дефицита бюджета), что снизит рост экономики в краткосрочном периоде (в долгосрочном же только увеличит).
Исходя из вышеприведенного, наиболее рациональный выбор – это выполнение условий МВФ и сознательное решение о повышении цен на газ и сокращение дефицита бюджета. Что повысит уровень цен в 2010г., обеспечит валютную стабильность и замедлит рост экономики в 2010г., однако в 2011г. это должно будет привести к росту экономики, валютной и ценовой стабильности.
Самое основное, какие цели преследует действующее правительство – краткосрочные или долгосрочные.
На рис.1 предоставлены данные средней сглаженной инфляции за последние 3 месяца – 1,57, инфляция за март 2010г. по сравнению с февралем 2010г составила 0,9%.
В зависимости от решения правительства – принимать условия МВФ или не принимать, зависит дальнейшее развитие инфляции, валютного курса и экономики Украины.
Вне зависимости от принятия решения правительством по условиям МВФ – инфляции в Украине за 2010г. составит не меньше 14.7% в годовом исчислении.
{loadposition bookmarks} {jcomments on}